Замер экспозиции

В нескольких последних уроках мы рассмотрели базовые параметры: выдержка, диафрагма, чувствительность.

Сегодня статья про очень мутную тему — замер экспозиции. Некоторые особо не заморачиваются. Просто говорят: там есть такая палочка и она должна быть по центру. Тогда всё гуд. Но мы не ищем легких путей и хотим разобраться.

Что такое замер экспозиции

Так повелось что главным объектом на фотографии всегда считался человек (европеец). Автоматика камеры всегда подстраивается так, чтобы лицо человека, а точнее средне-серый цвет был правильно проэкспонирован. В автоматических и полуавтоматических режимах камера сама подставляет параметры. В мануальном режиме (М) на экране просто выводится подсказка — шкала размеченная в относительных ступенях освещенности (+-EV) и указатель показывающий текущие настройки камеры.

Режимы замера экспозиции

Центрально взвешенный замер экспозиции старается весь кадр привести к средне-серой сцене.

По скольку данный замер берет среднюю освещенность по всему кадру за основу этим можно пользоваться. Просто разместите будущую сцену в кадре так, чтобы половина занимала темную часть (земля, темная одежда у людей). Вторая половина должна быть занята светлой частью кадра (лица людей, белая одежда, светлое небо и т.п.) Замеряйте экспозицию по шкале. Сделайте пробный кадр. Потом внесите поправку в зависимости от нужного результата. В будущем просто вносите поправку в зависимости от освещенности в кадре. Например подходите к источнику света и крутите поправку в минус.

Частичный замер экспозиции получает информацию с середины кадра и дополняет её информацией со всего кадра. Некоторые камеры позволяют брать пробу не с середины, а с выбранной точки (области) фокусировки. Данный режим лучше всего подходит для репортажной съемки.

Точечный замер экспозиции берет информацию только с небольшой площади кадра в центре. У некоторых фотоаппаратов (Canon 1DXMK2) может брать информацию с выбранной точки. Таким режимом удобно пользоваться при замере экспозиции при большом перепаде яркостей. Например вы снимаете человека на солнечном пляже. Очевидно что матричный и центрально-взвешенный замер экспозиции не подходит. Нужно навести точку на лицо модели и сделать замер.

Оценочный замер экспозиции использует сложную схему замера. Кадр разбивается на несколько сегментов (от 63Canon 5D3 до 360000Canon 1DX2) Информация одновременно считывается с каждого сегмента и обрабатывается процессором. У некоторых моделей также учитываются цвет и дистанция до объекта съемки. Самый продвинутый режим в автоматических и полуавтоматических режимах съемки. У всех моделей камер алгоритм работы может отличатся.

Камера при замере экспозиции получает информацию от отражённого света. Что не всегда может быть правильным. Например, вы снимаете невесту в белом и жениха в черном. Кто из них главный? Как правильно подобрать параметры? Для этих целей существует экспонометр, который замеряет не отраженный, а падающий свет. Тем самым дает верное представление об освещенности конкретной сцены. О замерах с экспонометром я напишу следующую статью.